НЕКОТОРЫЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ. БЕЗОПАСНОСТИ АВТОМАТИЧЕСКОГО ПОЛЕТА
Обеспечение безопасности полета при включении
автопилота
До сих пор возникновение критической ситуации мы связывали с отказами включенного в работу автопилота. Однако, вообще говоря, такая ситуация может возникнуть и вследствие неправильных действий экипажа при включении и использовании автопилота. Во
Сигнал обратной связи
избежание этого в современных бортовых системах автоматического управления предусматривают ряд схемных и конструктивных мер. Рассмотрим кратко лишь некоторые из них.
Для безопасного, безрывкового включения автопилота в его схеме применяют различного рода блокировки, не позволяющие включить рулевые машинки, если на выходе усилителей машинок имеются сколько-нибудь значительные сигналы.
Включение автопилота происходит в несколько этапов. Вначале подается питание на датчики сигналов, причем гироскопические датчики обычно включают до выруливания самолета. На следующем этапе, часто называемом режимом подготовки (согласования, центрирования), подается питание на остальные элементы автопилота. Исключение составляют муфты сцепления рулевых машинок с управляющими поверхностями самолета и в некоторых случаях — электродвигатели рулевых машинок. На этом этапе все элементы приходят в рабочее состояние.
Даже в том случае, если включение автопилота осуществляется в горизонтальном полете, на выходе усилителей рулевых машинок может иметься значительный сигнал, вызванный отклонением управляющих поверхностей от их нейтрального положения. Если же автопилот предназначен для включения и на других режимах: в развороте, наборе высоты, снижении, то на усилитель, кроме того, подаются сигналы с датчиков угловых положений самолета. Для компенсации всех этих сигналов в режиме подготовки к выходу усилителя подключается механизм согласования (обнуления, центрирования), сигнал которого подается на вход вычислительного устройства автопилота (рис. 4.51).
Механизм согласования представляет собой следящую систему, работающую до тех пор, пока сигнал на выходе усилителя не уменьшится практически до нуля. При этом снимается блокировка, препятствующая срабатыванию муфт рулевых машинок, и выдается сигнал об окончании режима подготовки.
Затем следует этап непосредственного включения автопилота. Для этого летчику необходимо нажать кнопку на пульте управления автопилота.
Применение в качестве включающего органа кнопки, а не выключателя, является конструктивной мерой, существенно уменьшающей вероятность случайного включения автопилота. Другой конструктивной мерой является ограждение выключателя питания
(тумблер «Подготовка») на пульте управления автопилота специальными защитными скобами, предохраняющими его от случайного включения.